Любое затишье в гибридной войне – временное. На то она и гибридная, что ее зачинщики не объявляют о своей агрессии и атакуют внезапно, с неожиданных углов, чтобы снова и снова пытаться поставить непокорного врага на колени. Потерпев поражение в первой схватке, отступив на всех фронтах, Россия не теряет надежды заполучить Украину. И это будет не очень трудно: пока мы боролись за газ, уголь, ядерное топливо, технологическую независимость, мы как государство продолжаем системно проваливать многочисленные вопросы информационной и политической безопасности.
Разборка между башнями Кремля, в результате которой фактически перестал существовать проект «Шалтай-Болтай», вытащила на свет давно известную профессионалам информацию о том, что весь крупный российский IT-бизнес тесно связан с ФСБ. Уже не раз поднимался вопрос о «ВКонтакте», «Одноклассниках», холдинге Mail.ru в целом и ряде других российских сервисов, которыми продолжают массово пользоваться украинцы.
Конечно, с Mail.ru все давным-давно понятно, учитывая, что конечный собственник Mail.ru Group – Алишер Усманов, вернейший друг и кошелек Путина, получивший из его рук награду «За благодеяние» (и не одно, и не только Путину). О Mail.ru и роли сервиса в Украине говорят давно, и рано или поздно его путь в нашей стране закончится изгнанием и запретом.
Но рядом с этим одиозным холдингом существует не менее, а даже более опасный агент российского влияния в Украине, о котором почти не говорят. И именно поэтому он еще опаснее. Речь идет о спруте с колоссальными и непрозрачными для нас ресурсами, полностью подконтрольном российскому правительству. Его щупальца охватывают все сферы деятельности человека в Интернете, от почты и платежей до досуга и перевозок, а заодно пропагандируют российские ценности и толкают украинских граждан и даже СМИ в мягкие объятия России. Этот спрут – «Яндекс», и он уже здесь. В этом небольшом расследовании мы докажем три тезиса:
«Яндекс» полностью подконтролен Кремлю.
Группа «Яндекса» ведет очень дорогую и экономически не оправданную экспансию в Украине.
Экспансия «Яндекса» в Украине является наибольшей угрозой национальной безопасности даже по сравнению с российскими соцсетями.
«Яндекс» – путинская контора
Начнем с самого простого. Не нужно быть приверженцем конспирологии, чтобы доказать полную зависимость «Яндекса» от Кремля. Для этого достаточно вполне открытых источников. Факты говорят сами за себя.
«Яндекс» – общество с ограниченной ответственностью, 100% которого принадлежит акционерному обществу Yandex N.V. (Нидерланды). В акционерном обществе два вида акций: А и В. Акции вида В дают в 10 раз больше голосов, с их помощью управляется компания. Эта система, которая должна была обезопасить компанию от рейдерских атак, создавалась основателями «Яндекса» Аркадием Воложем и Ильей Сегаловичем в те времена, когда «Яндекс» самой большой угрозой для себя считал российское государство с присущими ему милыми повадками ночного грабителя.
С тех пор многое изменилось. Теперь «Яндекс» – сказочно богатая корпорация, в которой государство российское – главный владелец, обладатель ключевой золотой акции. В 2009 году «Яндекс» продал за 1 евро государственному Сбербанку России одну «золотую акцию», которая дает широкие полномочия в контроле за пакетами акций предприятия. Начиная с августа 2009 года любой акционер, скупивший более 25% от уставного капитала или голосов компании, обязан через совет директоров запросить у Сбербанка разрешение на владение такой долей. Это означает, что несговорчивый акционер, который вдруг решит поспорить с ФСБ или, страшно сказать, откажется выполнять приказы Путина, даже не сможет спихнуть свой пакет акций в сторонние руки, а будет вынужден брать под козырек или закончит, как Вороненков.
Но это полдела. Основное же дело в том, что важнейшую часть инфраструктуры «Яндекса» составляют «Яндекс. Деньги». Эта платежная система на 75% принадлежит все тому же Сбербанку России. В Украине она не работает, но не потому, что не хотела бы: ее заблокировал Нацбанк Украины.
Читайте также: Гибридная война России: прошлое как зеркало современности
Если прибавить к этим двум рычагам еще и всемогущее в России ФСБ, то мы получим полностью послушную Кремлю в ключевых вопросах корпорацию. Лучше всех доказательств будет доказательство действием: по мере закручивания гаек в России «Яндекс» все теснее прижимается к Кремлю. В марте этого года по всей России прошли митинги против Медведева и власти вообще, созванные Навальным. Спецслужбы сумели заткнуть рты печатным СМИ и телевизору, но Интернет зашумел. Как отреагировал «Яндекс»? Молчанием. Новости о митингах не попали в выдачу, куда важнее оказались очередные послания Путина и его присных, а также вести о хорошем урожае и отличной погоде.
На «Яндекс» посыпались жесткие претензии от российских оппозиционеров, а ответы компании оказались крайне невразумительными. Впрочем, все и так понятно. Особенно если вспомнить, что в январе 2017 года все тот же «Яндекс» собственным решением начал отключать кошельки оппозиционерам. И тут совершенно неважна роль Навального в кремлевском сценарии: во всяком случае, роль «Яндекса» в нем – произносить «Кушать подано».
«Яндекс», не жалея денег, лезет в Украину
Система, которая позволила бы «Яндексу» переплюнуть более технологически развитый и богатый Google и вытеснить его из страны, стоит даже не на трех китах, а всего на двух: политическая крыша (в Китае не дают развиваться Google, и появляется Baidoo – в России антизападные потуги Кремля порождают зазор для существования «Яндекса») и, самое главное, обилие «вспомогательных сервисов», которые плотно окружают юзера и создают вокруг него «Яндекс»-инфраструктуру. Почта, Навигатор, Карты, Деньги, Работа, Новости, Браузер – и пользователь дрейфует в сторону «Яндекса». В нем же так удобно! Заполучив пользователя, основной заработок «Яндекс» получает от Денег, Маркета и Директа.
Менеджеры «Яндекса» с присущей россиянам наглостью недавно сообщили, что они готовы захватить долю Google в любой стране. Так, да не так. Не в каждую страну «Яндекс» может прийти. Окружить иностранца сетью сервисов очень дорого. В Украине же проникновение «Яндекса» обойдется чуть дешевле: у нас хватает русскоязычных граждан, и традиционно, несмотря на преимущество Google, «Яндекс» до войны тоже имел долю свыше трети как поисковик. А что изменилось после войны? Да ничего. «Яндекс» не пострадал ни от каких притеснений и отлично себя чувствует. Больше того: с 2016 года он активно покоряет украинский рынок.
Началось все прошлым летом, когда «Яндекс» тихой сапой прокрался в «Фейсбук» и приступил к расширению окна Овертона, рассказывая о своих многочисленных преимуществах и планах развития в Украине. Оказалось, что украинцы почему-то это терпят, а некоторым даже нравится. Потом в уже основательно расширенное окно «Яндекс» просунул новый сервис такси, прогнав по городам Украины свои эмблемы. Появились новые интересные предложения партнерок для СМИ. «Яндекс.Директ» активизировал поиск заказчиков. Начала появляться наружная реклама.
В общем и целом расходы на экспансию «Яндекса» в Украину измеряются десятками миллионов. В одном только такси сейчас «Яндекс» компенсирует водителям по 20 и более гривен за каждую поездку (уже сверхрасходы) и не жалеет денег на маркетинг. Расходные бюджеты «Яндекса» для подобных мероприятий должны переваливать за сотню миллионов гривен.
Откуда деньги? Давайте представим на минуту, что владельцы «Яндекса» – бизнесмены, и они пришли сюда за бизнесом. Есть агрессия России в Украине. Есть соответствующая реакция Украины: санкции, обыски. В любой момент бизнес могут запретить. В любой момент Путин может развязать горячую войну. В самой России силовики могут наехать за ведение бизнеса во вражеском государстве. Инвестиции в Украину накрываются медным тазом в любом из этих случаев. Вероятность успеха КРАЙНЕ МАЛА. Что делают хозяева «Яндекса»? Вкладывают в развитие украинского офиса миллионы! Такое в России возможно только в одном случае. Когда российскому бизнесмену не жалко денег? Когда эти деньги – государственные.
Зачем «Яндексу» Украина? Предпутинская подготовка
«Яндекс» очень хорошо прикинулся «политически независимой организацией». Так же хорошо, как многие «российские оппозиционеры» прикидываются «украинскими патриотами». Менеджеры «Яндекса» сегодня утверждают, что они «независимая компания, транснациональная компания». Раньше они говорили совершенно иначе. Основатель «Яндекса» Илья Сегалович абсолютно четко сказал: «Яндекс» – российская компания. А что у нее есть сервисы на украинском языке – это военная хитрость. Выше уже была цитата разработчика «Яндекса»: «Мы готовы захватить любую страну, но сейчас это неоправданно». А за что же тогда нам, украинцам, такая честь? Почему наш рынок захватывать – оправданно? Вот почему.
«Яндекс» обладает широчайшими возможностями тихо влиять на нашу страну.
Манипуляции с новостной выдачей. Для миллионов читателей «Яндекса» вверху показываются пять новостей. Всего пять. Они определяют повестку жизни страны, самое важное. Что для украинцев самое важное сейчас? Ну-ка:
Так, ладно, это, наверное, какая-то ошибка. Путинский дебильный вброс, российский разлив сока, холокостные скандалы в Киеве, теракт в Питере – это важнейшие для украинцев новости? Может, дело в том, что это на русском языке? Переключаем язык.
Яка несподіванка! Насправді ні. «Яндекс» выдавал, выдает и будет выдавать украинцам тщательно прожеванные и профильтрованные через пищевод российской пропаганды новости. Учитывая аудиторию в треть страны (см. инфографику), это хуже любого телеканала. При этом российские телеканалы у нас запрещены, а «Яндекс» – нет. Но мы к этому еще вернемся.
Следующая интересная вещь, которую может делать «Яндекс» для российского правительства, – неоценимая помощь в шпионаже. Сегодня среди украинцев бытует мнение, что Карты и Навигатор в «Яндексе» отличные. Не менее отличная у «Яндекса» Почта, а вдобавок ко всему – мониторинг поисковых запросов и их соотнесение с аккаунтом пользователя. Вот мы и получаем, что пожилая Оксана Иваненко недавно писала письмо своему брату и рассказывала о том, как ее сынок служит в украинской армии («вот дурачок»), да куда его отправляли, да что там делалось, да с кем он там служит. Еще мы видим, что чиновник Федор Петренко интересуется часами Ulysse Nardin, часто ищет что-то о военной технике и часто бывает в «Укроборонпроме». Много чего мы видим, если мы «Яндекс» в Украине. И передаем куда следует.
Это вам не «ВКонтакте» и «Одноклассники» с их обрывками фоток и геолокаций вперемешку со слюнявыми статусами. Эта штука уже больше похожа на всевидящее око темного властелина. И жалкий запрет пользоваться неукраинскими почтовыми сервисами (только чиновникам! только на работе!), принятый Кабмином в 2015 году, никого не спасет. Уже хотя бы потому, что все самое интересное – в частной переписке, геотаргетинге и статистике поиска.
И последнее: «Яндекс» не только осуществляет все это в Украине. Он еще и зарабатывает и встраивает в свою систему украинских бизнесменов и медиа. Система «Яндекс.Директ» – посредник между рекламодателем и интернет-СМИ, основной источник доходов компании. Кроме того, поисковик может брать новости в свою выдачу и заключать договоры с медиа. «Яндекс» уже сейчас подсадил СМИ на пакеты сотрудничества с ним, как в свое время делал «Укр.Нет»: некоторые патриотичнейшие украинские СМИ получают до 20% просмотров с «Яндекса»! И потом откручивают рекламу украинских рекламодателей, и деньги опять идут «Яндексу». Украинские деньги. Остаток тратится на снаряды для террористических «Градов». Это не преувеличение: должны же «Яндекс» и его акционеры платить в России налоги.
Читайте также: Синдром войны
Безрадостная картина абсолютна очевидна. Дальнейшая экспансия «Яндекса» в Украине может рассматриваться только как бомба с часовым механизмом, которая в нужный момент или качнет толпу («Долой хунту! Народ хочет дружбы с Россией!»), или затормозит волну («Всем спокойно, пророссийские движения власти – это норма»). А в промежутке будет тихо создавать нужный Путину информационный фон, шпионить и зарабатывать.
Увы, помешать процессу не так-то просто. У нас нет Укркомнадзора, мы не можем заблокировать приложения, поиск в Интернете, использование браузеров. Единственное, что могло бы пресечь планы «Яндекса», – включение в санкционный список. Если «Яндекс» не сможет торговать в Украине, не сможет заключать договоры с украинскими фирмами (и откручивать рекламу, и рекламироваться, и нанимать штат…), если в его офис будут постоянно стучать сапогами все наши силовики с погонами всех цветов и размеров, если его начнут гнать и насмехаться – это сделает экспансию настолько дорогой, что не хватит денег даже Путину.
Но пока что предложение включить «Яндекс» в санкционный список никто даже не озвучивал. И вот это уже крайне подозрительно.
Материал к публикации подготовили Андрей Лисовский и Михаил Макарук специально для сайта InformNapalm.org